yasko (yasko) wrote,
yasko
yasko

Category:

Катынь. Анджей Вайда. Рецензия.

Анджей Вайда – выдающийся мастер: сразу после просмотра некоторых его фильмов какое-то время видишь мир как совершенно незнакомое место, смотришь на него совершенно другими глазами, глазами другого человека, глазами А. Вайды. Изо всех режиссёров этой магией кино лучше всех владел А.А. Тарковский.

Однако, после очень сильного его фильма «Катынь» такого не произошло. Этот фильм не завораживает. Это нечто вроде фильма «Иди и смотри». Это не художественнее произведение, не магическое действо. Что же это такое?

В интервью перед фильмом актёр Разбаш (?), игравший в нём, определил его жанр как фильм-реквием. Это неверно. «Реквием» - это заупокойная месса, крупное многочастное произведение для хора скорбно-аллегорического и героического характера на традиционный текст католической молитвы «Requiem aeternam dona eis», «Покой вечный дай им». Реквиемы писали многие композиторы, но средний культурный россиянин знаком, наверное, только с Реквиемом Моцарта. Грандиозным и вместе с тем проникновенно-лирическим с нечеловеческой мощью выразившей не только трагическое смятение потрясённой души человека, но и его светлые упования. Мотив которых был бы, несомненно, усилен композитором и доведён до катарсиса, если бы не смерть, помешавшая гению завершить эту его работу. Так что душе слушателя приходится самой стараться.

В скорбном фильме «Катынь» нет ничего светлого. То есть по жанру это не реквием. Что же это? Это похоронный марш. Непохороненные, и не оплаканные как следует поляками мертвецы Катынского леса стучат с сердца своих детей и внуков и не дают им покоя. Так что, полякам их надо похоронить сначала, а потом уже на их могиле служить мессы. Пан Вайда прекрасно это понимает, в его обращении к российским телезрителям, показанном по окончанию фильма, он сказал, что рассматривает этот свой фильм как один из очень многих фильмов о Катыни, которые должны появиться для того, чтобы со временем всё пространство этой темы покрыть.

Никакой нормальный человек, конечно же, рецензию на похоронный марш писать не будет. Но так как слово «реквием» было произнесено, хочется на него отозваться.

Дело в том, что у пана Вайды есть фильм-реквием, это фильм «Пепел и алмаз». Это совершенно гениальный великий фильм, в котором ему удалось киноязыком сказать огромную правду о поляках. В чём же эта правда?

Кто-то, кажется П.А. Сорокин, которого иногда называют отцом современной социологии написал, что поляки – удивительный народ, в некотором смысле совершенно отличающийся от всех других народов мира. Все другие народы мира обычно все свои силы тратят на закрепление за собою, на удержание морских берегов, необходимых торговле, сообщению с другими странами, процветанию страны. Поляки же, практически без борьбы отдав свои берега пруссакам, всю свою энергию направили на захват континента, безграничных и не столь богатых (углеводороды, металлы, лес в доиндустриальную эпоху в таких масштабах не нужны были) русских земель.

В своём стремлении стать европейцами, изменив славянству, приняв католичество, поляки стали святее папы римского, полноправными, настоящими европейцами так и не став. Вот в чём корень всех польских бед.

Сам того не желая, гениально по идее и талантливо по форме, пан Вайда выявил этот факт в фильме «Пепел и алмаз». Как и Поляк, герой фильма террорист Янек убивает собственного отца, а потом умирает на помойке, ток и Польша умирает, став помойкой Запада? Скажем так: «умирает». «Ешче Польска не сгинела».

Я имею моральное право говорить горькую правду о Польше и поляках. Мой прадед Иван Харитонович Ясько-Ласевский (1878-1928) поляк.


Что же касается фильма «Катынь», то он, конечно нужен не только полякам, но и русским. Это очень большой, значительный и страшный фильм. Мне этот фильм помог понять то, что я не понимал в Катынской трагедии: зачем, Сталин это сделал? Тот же вопрос на обсуждении задал и Н.С. Михалков: ведь для того, чтобы расстрелять 5 тысяч человек нужно запустить целую машину массового убийства, для чего нужны огромные затраты, нужно провести очень серьёзную работу.

Но кто-то из присутствующих на обсуждении ответил на это вопрос Н.С. Михалкову и мне. Он сказал, что эту машину массового террора не нужно было создавать и запускать, она давно уже была создана и запущена. А вот то, что этот человек не договорил: эта машина, работая, просто сама уже требовала себе жертв. Раз запущенная, она не могла и не хотела останавливаться. Ей необходима была определённая порция жертв. Пресловутая разнарядка репрессий. Иначе, она начала бы уничтожать обслуживающий её персонал. Ей всё равно кто был её жертвой. Лишь бы упиться человеческой кровью. Попали в её лапы поляки, давай уничтожим поляков. Ничего личного.

Совершенно гениально пан Вайда показал нам, что это работала именно машина уничтожения людей. А то, что эта машина – порождение именно западной мысли, западной цивилизации, это тема выходящая уже за пределы темы Катыни, в том ей масштабе, в котором надо было её сегодня раскрыть, что А. Вайда и сделал.

Он нам показал технологию массового убийства.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments