yasko (yasko) wrote,
yasko
yasko

Ступа Просветления. Возведена Международным Центром Рерихов летом 2008 г.



«Полное название ступы… - «Прочная опора постоянного пребывания Трёх Драгоценностей». По своему типу это ступа полного Просветления.

Ступа Просветления – важнейшая изо всех восьми видов ступ, соответствующих восьми важнейшим эпизодам жизни Будды. Она символизирует цель буддийского пути – полное освобождение от всех человеческих страстей, от всего, что препятствует избавлению от страданий. Одновременно эта ступа является символом преодоления всех препятствий и раскрытия всех способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды, присущей в глубине души каждому живому существу…

Структура ступы имеет ряд уровней трактовки. . На внешнем уровне… она отражает символическое строение Вселенной: квадратная база означает землю, конусообразный реликварий – воду, шпиль из десяти или тринадцати ступеней посвящения – воздух, солнце и луна на вершине –пространство, язык пламени над ними – пустоту (шуньята).

На глубинном уровне каждый из элементов ступы означает определённые буддийские понятия, и это непосредственно связано с тем, какие реликвии заложены в него. В основании ступы находится драгоценная ваза, восемь сулящих счастье знаков. Ваза символизирует благие качества тела Будды. Затем идёт основная плоскость, «удерживающая землю». Она является знаком десяти позитивных действий тела, речи и ума. Над ней возвышаются три ступени, символизирующие Три Драгоценности: Будду, Дхарму – Его Учение и Сангху – Его Общину. Выше трёх ступеней находится высокий квадратный блок, представляющий собою трон, на нём изображены снежные львы. Это - Львиный трон, символизирующий непобедимость Дхармы.

На нашей ступе Львиный трон украшен изображениями не только снежных львов, но и коней, слонов и павлинов. Лев (симха) – эпитет Будды, означающий Его бесстрашие на духовном пути. Одновременно снежный лев – легендарный тибетский зверь, враг драконов. Снежные львы изображены на флаге Тибета. Конь – символ счастья – хорошо известен по индийской и тибетской мифологии: В Индии – это Калки-аватар, белый конь, который явится в грядущем, в Тибете этот образ связан с Чинтамани, драгоценным камнем, исполняющим желания. Легенда о Чинтамани неоднократно была запечатлена Николаем Рерихом на его полотнах. Белый слон – один из символов чакравартина (царя-миродержца), это символ духовного могущества Будды, которое превосходит власть мирского владыки. Павлин в Индии с древнейших времён считался птицей бессмертия, так как на него не действует змеиный яд.

Над Львиным троном располагаются малый и большой лотосы. Они символизируют шесть парамит (степеней духовного совершенства): щедрость, стойкость в борьбе с искушениями, терпимость к страданиям, мужество, практику медитации и наивысшую мудрость – праджня. Над лотосами располагается квадратная поверхность трона, четыре угла которой символизируют четыре неизмеримых: неизмеримую любовь, неизмеримое сочувствие, неизмеримую радость и неизмеримую ревностность.

Следует помнить, что уровни ступы являются одновременно и символами продвижения по пути Просветления. Уровни, идущие выше трона, соответствуют Пяти Путям. Это Путь Накопления, Путь Соединения, путь Видения, Путь Медитации и Путь без Учения. Первая ступенька над троном символизирует малый Путь Накопления. Она означает четыре вида внимательного рассмотрения: внимательность к телу, к чувствам, к мыслям, и к внешним явлениям. Вторая ступенька над троном – знак среднего пути Накопления, на котором должны быть осуществлены Четыре вида совершенного отказа: отказаться от всех негативных действий; не забывать об этом; совершать позитивные действия; постоянно их умножать. Третья ступенька над троном символизирует большой путь Накопления, включающий в себя Четыре чудесные опоры: поворот к Дхарме, непоколебимую выдержку, однонаправленную концентрацию и точное исследование. Четвёртая ступенька над троном обозначает Пять Способностей на Пути соединения: доверие, усердие, внимательность, медитативную концентрацию и мудрость.

Выше располагается ваза. Ваза – это уже знак более высокого пути. Пути Видения, а точнее, Семи Ветвей Пробуждения на Пути Видения: глубокой внимательности, глубокого распознавания явлений, глубокого усердия, глубокой радости, глубокого навыка, глубокой медитации и глубокой уравновешенности. В махаяне это равнозначно достижению первой ступени бодхисаттвы. В вазе находится статуя Будды. Просветлённый изображен сидящим в позе касания земли: согласно преданиям, когда Шакьямуни достиг просветления, он коснулся пальцами правой руки земли, призывая её в свидетели того, что открыт Путь освобождения от страданий.

Над вазой располагается небольшая квадратная плита. Она обозначает Восьмеричный путь – основу всего Учения Будды, состоящий из правильного понимания, правильных мыслей, правильной речи, правильных действий, правильного образа жизни, правильных усилий, правильной памяти и правильной медитации. На нашей ступе – четыре пары глаз соответствующие Осьмеричной стезе. Этот уровень ступы соответствует Пути Медитации.

Внутри ступы располагается Древо жизни. Это центральный стержень ступы.

И, наконец, символизирует Путь без Учения шпиль. На этом моменте стоит остановиться подробнее.

Основой Учения Будды является непривязанность. На начальных этапах духовного становления под этим подразумевается отсутствие привязанности к материальным объектам: имуществу, еде и т.д. Именно поэтому для мирян продвижение по пути Просветления начинается с первой парамиты – щедрости. На более высоком уровне непривязанность относится уже не только к мирским благам, но и к физическому воплощению духовных ценностей. Ярчайшим примером такой непривязанности и является ритуал разрушения песочной мандалы. И, наконец, на высшем уровне Бодхисаттва освобождается от всех учений. Европейцу это трудно понять: мы привыкли, что каждый философ считает своё учение верным. Но в буддизме дело обстоит иначе. Учение Будды им самим подавалось как преходящее, как необходимое на данном этапе развития человечества; пророчества о Майтрейе - Будде грядущего гласят, что он принесёт новое учение, то есть Учение Шакьямуни к тому времени»опадёт подобно осенней листве».

Итак, полное Просветление может быть достигнуто только на Пути без Учения, что в структуре ступы означает шпиль. Его тринадцать колец символизируют Десять сил – десять аспектов мудрости Будды и Три существенных воспоминания (знание трёх времён – прошлого, настоящего и будущего). Ад шпилем расположен зонт, один из восьми благих символов.

Венчают ступу Просветления Луна – символ мудрости Будды, Солнце – символ неограниченного сочувствия, подобного солнечным лучам… и драгоценный камень, означающий несокрушимую природу ума и исполнение всех желаний.

Таково описание ступы в самых общих чертах. За рамками этого обзора осталось описание всех реликвий, заложенных в ступу, и более тщательный анализ элементов ступы».

Из статьи «Священные структуры бытия: мандала и ступа в Музее имени Н.К. Рериха». А.Л. Баркова. Культура и время № 3 2008 год.


Отметим, что в числе буддистских реликвий, заложеных в ступу Трёх Драгоценностей, возведённой Музеем имени Н.К. Рериха, более 200 разновидностей рильбу - глиняных шариков с частицами останков святых учителей всех буддийских школ и течений, рингселы из ступы Сваямбху, а так же рингселы будд Кашьяпы и Шакьямуни, - белоснежные жемчужины, которые образуются в теле высокого подвижника как плотные сгустки его духовной энергии. В отличие от мощей, то есть останков тела, рингселы - это овеществленный дух. Их привёз для этой ступы из непальских монастырей один из выдающихся лам традиции ньингмапа Рингриг Дордже Римпоче. Место для этой ступы было освящено им же.
Tags: Ступа Просветления.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments