yasko (yasko) wrote,
yasko
yasko

Categories:

Это стихотворение Тютчева любят буквально все: и Достоевский, и Толстой,

и Соловьев, и Розанов, и Блок, и Бердяев, и Вяч. Иванов, и Рерих, и Флоренский, все.



Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Ч т о сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

13 августа 1855. Рославль.

Как известно, поэты никогда не "сочиняют", не "придумывают", они работают по принципу: "что вижу, то пою", "повествовательные" (есть ещё стихи, как таковые, п о э т и ч е с к и е, лирические)стихи они пишут, наблюдая образы действительности явленные их внутреннему взору.

Тютчев, как видно из многих его стихотворений, обладал даром ясновидения. Вот и в этом стихотворении он отобразил то, что увидел своим духовным зрением: Христа, Царя Небесного в средней полосе России. Есть одно объяснение этому, с которым согласятся все культурные люди.

Перед внутренним взором поэта, посетившего родные края, явился Образ Преподобного Сергия который, как мы знаем, исходил, благословляя, намагничивая ее своей духовной энергией, почти всю тогдашнюю русскую землю. Причем, как мы знаем из Его жития, написанного Епифанием, Он ходил всегда пешком, так уже в преклонном возрасте Он ходил в Нижний.

И "в рабском виде", - тоже есть скрытая цитата из этого жития, где сказано: "како без лености братиям, яко купленный раб, служаще". Рясы себе Он шил из сукна, от которого все отказывались, "риза нова никогда не взыде на тело его". Мы помним как "некий поселянин" из-за этого отказался признать в Нем прославленного игумена. Тютчев, возможно и не читал этого жития, и, конечно же, не думал его цитировать в своем стихотворении. Но так само вышло. Гений его "процитировал".

Глаголемый земледелец, "акы невежа сый и не смотряй внутрьнима очима, но внешнима", увидел только, что в игумене "все худостно, все нищетно, все сиротинско". Тютчев же сразу прозрел истинное величие явившегося ему Образа Того,

Кто воскресил отрока как Христос.
Кто как Рама вступил в единоборство с воплощением зла и победил.
Кто как Кришна благословил народ на битву, решившую судьбу его.
Кто как Будда не имел земного Учителя.
Кто как Архангел Михаил явился Воеводою светлых сил.
Кто знал Природу Божественного Начала как Ориген.
Кто причащался Огню Небесному как Великий Зороастр.
Кто "извел источник вод" как Моисей.
Кто знал Премудрость Строительницу как Соломон.
Кто как Акбар (Джелаль-ад-дин) был собирателем и объединителем земель.
Кто являлся людям и помогал им после своей смерти как Аполлоний Тианский.
Кому являлась Пречистая.
С Кем сослужил Пламенный Ангел.
Кто дружил с медведем.
Чье тело светилось порою так, что Он мог ночью читать без лучины. При Своём Свете.

Е.П. Блаватская пишет, что в древности святых такого ранга называли царями-посвященными. Признаки, подобные перечисленным считались определенным знаком, что на этом святом покоится незримая рука изначального Божественного Учителя, если это не Сам Великий Владыка.

Вот Тютчев, увидев внутренним взором Преподобного, и признал в Нем Царя Небесного.

Е. Н. Трубецкой писал: "В известном народном пересказе беседа Христа с самаритянкой передается буквально так: "Она Ему говорит: как же я Тебе дам напиться, когда Ты - еврей; а Он ей в ответ: врешь, говорит, я чистый русский!" Рассказ этот всегда неизменно вызывает снисходительную улыбку по адресу темного, безграмотного простого народа. Между тем он выражает собою самую сущность той национально-мессианской психологии, которая, быть может, в еще большей степени увлекала людей высокообразованных и культурных."

"Русский Христос" это живая реальность нашей культуры, один из столпов русского мировоззрения. Мы все знаем это.

Разве обознался Тютчев?

Между прочим, Преподобный долго не мог научиться читать, понадобилось вмешательство специального Ангела, чтобы он смог с Божьей помощью овладеть умением, которым все овладевают естественно. А вот Акбар Джелаль-ад-дин, величайший из Падишахов династии Великих Моголов, благодетель Индии, которого даже индусы обожествляют. Он пытался создать новое религиозное учение т.н. "божественную веру", сочетавшую индуизм, зороастризм, ислам и христианство. Так вот Акбар так и не научился читать, так и прожил жизнь неграмотным. А усилия создать "божественную веру" Он не оставил… Читающий разумеет.

Андрей Рублёв. Звенигородский Спас. Русский Христос. Фрагмент.
Я считаю, что Андрей Рублев этому изображению Спасителя придал портретные черты Преподобного Сергия. См.: http://zhurnal.lib.ru/j/jasxko_g_j/yavlzip.shtml
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments