yasko (yasko) wrote,
yasko
yasko

Н.К. Рерих. «София-Премудрость». 1932.

1932. СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ

В.Ф. Эрн писал: «Первый после Платона, Соловьев делает новое громадное открытие в метафизике. В море умопостигаемого света, который безОбразно открылся Платону, Соловьев с величайшей силой прозрения открывает определенные ослепительные черты вечной женственности». Сам философ писал: «Я, Владимир Соловьев, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском музее, осенью 1875 года, будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне близ Каира, в начале 1876 года:

Еще невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества».

Речь идет о трех явлениях философу Божественной Сущности, олицетворяющей вечную женственность. Эта Сущность – олицетворение одного из космических начал, «богоматерии», Св. Духа. Эту святящуюся субстанцию или энергию на Западе называли Материя Люцида, а на Востоке Матерь Мира. Это София Премудрость Божия. Это то живое пламя, которое преобразило Христа на горе Фавор, поэтому его Свет называют Фаворским Светом.

В русской софиологии, родоначальником которой стал Вл. Соловьёв, считается, что София является «четвёртой ипостасью Божества». Её «номер» 4, после Отца, Сына и Святого Духа. Говорят, что Четверица, или Три–в–Одном,
обожествлялась ещё пифагорейцами. В действительности же мы не можем установить: когда именно и где впервые люди стали почитать этот символ Премудрости Троих, в котором им явилось неведомое Божество, Троица. Умозрительно Троица является людям не иначе как Женственный Логос. Гностики говорили о Крестос-Софии, Флоренский о Христо-Софии. Одним из символов этой Царственной Сущности, Царицы Небесной является Огонь. Вот и Н.К. Рериху Она явилась в клубах Огня на Белом Коне. Белый Конь в разных системах мысли - от индуистского Калки Аватара до Апокалипсиса связывается с тем долгожданным событием, которое христиане называют Вторым Пришествием. Вообще, Апокалипсис – книга настолько же о Пришествии Софии, насколько о Пришествии Христа. Это книга о браке Агнца, о браке Христа и Софии. «… ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца». (Откр. 19:7-9)

(«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые, его призвали всеблагие, как собеседника на пир». На брачный пир Агнца? Так, практически все цитируют Тютчева, хотя в оригинале стоит не «блажен», а «счастлив». Почему же все переиначивают? Какое уж тут «счастье»? Сплошное блаженство!»)

В статье «Понятие Церкви в Священном Писании» Флоренский даёт такое толкование центрального образа Откровения - "Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр. 21:2) Флоренский говорит, что это - Царица Небесная, Церковь незримая, или София. В той статье он пишет о Втором Пришествии, следуя традиционному для Православия толкованию Апокалипсиса. В главе 14, как и в последующей 15 главе, изображено богослужение 144 000 "девственников", "которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл" (Откр. 12:4) "Это верные Христу. И, как противоположность этой Церкви избранных, в главе 17-й изображена Великая Блудница, над которой (гл. 18-я) происходит суд. Блудница эта не есть то или другое государство, та или другая поместная Церковь это совокупность всех плевел Церкви, тогда как 144 000 девственников, далее являющиеся как Невеста Агнца или Иерусалим Горний - совокупность пшеницы. Ранее же описанная Жена есть нива, на которой до поры до времени растут неразличимые между собою пшеница и плевелы (Мф. 13:24-30; ср. Мф. 13:47-50). Таким образом, при последних событиях мировой истории Церковь дифференцируется на Блудницу - Церковь падших и на Град Божий, описанный в гл. 21-й. Это - "Жена, Невеста Агнца" (Откр. 21:9), куда уже не войдёт ничто нечистое. Тут Невеста предстаёт во всей своей небесной и лучезарной красоте". (П.А. Флоренский. Сочинения. ФН, т.122, М.,стр.470.)

Очевидно, Христос и София придут Вдвоём. У Матфея сказано, что это событие будет иметь грандиозный космический масштаб: «… ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. (Мф. 24:27).

Может быть, поэтому Н.К. Рериху София-Премудрость и явилась в пламенеющих языках Огня? Говоря о Втором Пришествии, нельзя не упомянуть об ожидаемом христианами Пришествии одного из самых загадочных персонажей Нового Завета «Святом Духе Утешителе». Он упоминается только в Четвёртом, гностическом, Евангелии. Е.П. Блаватская настоящим автором его называет Марию Магдалину. Христос говорит об Утешителе на Тайной Вечере.

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам». (Ин. 14:16-18) «Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пришлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». (Ин. 14:25-26). «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». (Ин. 15:26). «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Маня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён. Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам». (Ин. 16:7-14).

Вот и всё, что сказано об Утешителе в Св. Писании христиан, но эти несколько фраз породили среди христианских мистиков целое тайное учение. Флоренский в главе «Утешитель» своего великого труда «Столп и утверждение истины» пишет: «Да, Дух Святой действует в Церкви. Но знание Его всегда было либо залогом, либо наградою, - в особые моменты и в исключительных людях; и будет таким, доколе не «свершится» всё. Вот почему при чтении церковной письменности не может не обратить внимание одно явление, сперва кажущееся странным, но потом, в свете предыдущих соображений, выявляющее собою внутреннюю необходимость. А именно: святые отцы и мистические философы говорят о важности идеи Духа в христианском мировоззрении, но почти никто не выясняет чего-либо отчетливаго и решительнаго. Ясно видно, что святые отцы про себя что-то знают; но ещё яснее, что это знание так глубоко затаено, так «неотчётливо», так несказанно, что облечь его в отчётливые слова не хватает у них сил. Главным образом это относится к догматистам, потомучто им надо говорить определённо и - по существу дела; они-то и оказываются почти немыми, или явно путаются. (…)

Эта неотстоенность идей, происходящая из незаурядности умственных встреч с Духом Святым, явствует и из того, что в творениях церковной письменности не редкость, как уже отчасти указывалось выше, встретить некоторую неразграниченность идей Духа Святого и Софии – Премудрости, - отчасти же и их обоих от Логоса, - явление тем более бросающееся в глаза, что идеи Отца и Сына разработаны со всяческою тонкостью и, можно сказать, вычеканены довольно. (…)

Около Духа Святого сгущаются все недоумения, затруднения и муки нашей жизни; а в откровении Его – все надежды». (П.А. Флоренский. Столп и утверждение Истины». М., 90, стр. 112-140)

Это связано с тем, что раскрытие тайны Утешителя могло произойти только с наступление Новой Эпохи, Эпохи Святого Духа, которая ожидалась мистиками христианства. И вот эта Эпоха пришла.

И Святой Дух Утешитель пришел и дал нам новое Откровение и «мир его не познал».

Вл. Соловьёв учил, что мы живем во времена апокалиптические, когда происходит решающая битва за освобождение плененной первобытным хаосом Мировой Души, которая должна закончиться преображением неба и земли в Новое Небо и Новую Землю, преображением человека в нового человека. В этом новом мире люди будут жить в трех мирах, восходя без перерыва сознания великой лестницей к свету. Важнейший этап этой борьбы – явление «Жены, облеченной в Солнце», которая собирает новых людей, готовых к преображению своей энергетики в новый тип, отвечающий условиям грядущего нового мира. Явление этого воплощения вечной женственности было обещано Христом в Евангелии от Иоанна, как пришествие Святого Духа Утешителя. Владимиру Соловьеву эта Невеста Агнца явилась в образе Софии. Она была его Учителем, Она готовила его к великой миссии, которая «с каждым днем становилась для него все яснее, определеннее и строже». Этот культурный герой был послан Ею в мир как Ее предтеча, чтобы подготовить мир к Ее Пришествию. И он выполнил свою эволюционную задачу. Насыщенный огнем его духа Серебряный век русской культуры прошел, по словам Бердяева, под знаком вечной женственности, в ожидании и подготовке к эпохе Святого Духа.

Мы знаем, что наследники Вл. Соловьева уничтожили ту часть его рукописей, которая по их мнению могла повредить его репутации «православного философа». Но рукописи не горят. Все же, кое-что осталось. Так рукопись «La Sophia» местами прерывается записями, сделанными под диктовку высшей Сущности. Вот одна из них: «Думай обо мне. Я рожусь в апреле 1878. Софиа». Читающий разумеет.

Вл. Соловьёв дружил с Н.К. Рерихом, они переписывались, встречались, общались. «Помню беседу с Владимиром Соловьёвым у Стасова, когда обсуждалась моя картина «Световитовы кони», а философ приговаривал, теребя свою броду: «Восток! Восток!» Конечно, все помнят его пророческое стихотворение о Кукуноре». «Удивительно, насколько меняются человеческие выражения, сказанные наедине. Например, Куинджи в беседах наедине выявлялся настоящим интуитивным философом. Какие прекрасные строительные идеи он высказывал и видимо бывал очень потревожен, если входило третье лицо. Точно бы что-то отлетало. Впрочем, то же самое замечалось и с Владимиром Соловьёвым. Если что-либо постороннее вторгалось, то вся ценная нить мысли мгновенно пресекалась и он спешил прекратить беседу».

Е.И. Рерих родилась 12 февраля 1879 года. С Н.К. Рерихом они поженились в 1901 году. Вл. Соловьёв ушел летом 1900 года. У нас нет никаких свидетельств того, что в этой жизни он встречался с Е. И. Рерих.

В руках Софии-Премудрости Н.К. Рерих узрел свиток с текстом, озаглавленным крупным изображением Знака Знамени Мира. Три красных круга в красной окружности. Три-в-Одном. Четверица. Этот текст София-Премудрость, победно скачущая на Белом Коне Апокалипсиса держит как Знамя. Знамя Мира – Знамя Новой Эпохи. Эпохи Матери Мира. В письме от 30 июня 1931г. Е.И. Рерих пишет, что Знак Знамени Мира можно понять как «спасительный Круг» Матери Мира.

«Некто поведал мне, - говорит Иоанн (Лествичник, - Г.Я.), - о необычайном и высшем пределе непорочности. «Ведь, - некто говорит, - воззрев на красоту, весьма прославил за неё Творца; и от единого взора погрузился в любовь Божию и в источник слёз; и изумительно было видеть, что ров гибели для другого для иного сверх естества стал венцом». Если всегда таковой, добавляет Лествичник от себя, - в таких чувствованиях усвоил себе такой образ действия, то он воскрес нетленным до общаго воскресения».

Цель подвига, как известно, - достигнуть нетления и обожения плоти через стяжание духа. Это нетление, таким образом, в глазах суровейшего из аскетических писателей является не внутренним обеспложением подвижника, не атараксией и не равнодушием, а, напротив, высшею отзывчивостью на красоту плоти, - способностью умиляться до слёз, плакать от восторга при виде прекрасного женского тела. Мучительный подвиг и окрылённый восторг оказываются антиномично-связанными в вопросе о поле, как и в других вопросах.

«Тем же правилом, - говорит ещё Лествичник, - будем руководствоваться и в отношении напевов и песней. Боголюбцам, ведь, к радости и божественной любви и слезам свойственно возбуждаться и от мирских, и от духовных песнопений; сластолюбивым же – наоборот».

Итак, цель устремлений подвижника – воспринимать всю тварь в её первозданной победной красоте. Дух Святой открывает себя в способности видеть красоту твари. Всегда видеть во всём красоту – это значило бы «воскреснуть до всеобщего воскресения», значило бы предвосхитить последнее Откровение, - Утешителя.

(«Последнее Откровение», - Учение Живой Этики, во главу угла ставящее как раз красоту? – Г.Я.)

Под «некто», о котором повествует Иоанн Лествичник, надо разуметь св. Нона, с 448 г. бывшего епископом в Эдессе и умершего в 471г., - того самого Нона, который основал в Эдессе первый лазарет древнего мира. Женщина, о которой упоминает рассказ была тогда вовсе не какой-нибудь святою; напротив, это была известная на всю Антиохию, где случайно находился Нон, - блудница Пелагея, за роскошь свою прозванная Маргаритою, - Жемчужиною». (П.А. Флоренский. Столп и утверждение Истины». М., 90, стр. 310-311). Что, конечно же, никакого отношения к рассматриваемому нами полотну не имеет.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments