yasko (yasko) wrote,
yasko
yasko

Кое что о русском вкладе в освобождение Индии от Англии.

Махатма Ганди, освободитель Индии, вспоминал, что он с юности преклонялся перед Англией и англичанами. Образно говоря, он считал, что Индия супротив Англии, всё равно, что Каштанка супротив человека. Настолько Англия  ему казалась выше Индии. Цивилизованнее, прогрессивнее, культурнее, в конце концов. Он хотел быть совсем и во всём как англичанин. Он выучился в Англии на адвоката и приступил к работе. И вот, - живя, размышляя, ища, он наткнулся на труды Е.П. Блаватской, в которых он обрёл утверждение высочайшей Культуры, присущей Индии. Культуры, какая Англии и англичанам и не снилась. Англосаксы в массе своей не могли и не смогут никогда признать и принять основ этой Культуры, настолько она  высока для них.

Позже Махатма Ганди писал: "Я был бы более чем удовлетворен, если бы смог коснуться края одежды мадам Блаватской".

Ещё надо тут отметить, что Махатме Ганди для освобождения Индии понадобилась политическая организация. и он эту организацию получил в лице Индийского национального конгресса.  Инициатором создания Индийского Национального Конгресса явился последователь Е.П. Блаватской Аллан Октавиан Хьюм.

 Во время своей службы в Индии Хьюм, загоревшийся теософическими идеями, которые он получал от Е.П. Блаватской,  поддерживал дружеские отношения со многими образованными индийцами. И даже при помощи Е.П. Блаваской обменялся несколькими письмами с Махатмой Кут Хуми. После своей отставки он начал ратовать за создание организации, занимавшейся бы пропагандой реформ в социальной сфере. Хьму удалось убедить нового вице-короля Индии лорда Дафферина в том, что такая организация позволит правительству эффективней контролировать индийское общественное мнение. В 1884—1885 гг. Аллан Хьюм совершил поездки в Бомбей, Калькутту и Мадрас, убеждая членов провинциальных общественных организаций в необходимости объединения. Большую помощь Хьюму оказали его друзья по Теософскому Обществу, созданному Е.П. Блаватской.. В декабре 1885 года состоялась первая всеиндийская сессия Конгресса в Бомбее. Кроме Хьюма и других либеральных британских чиновников, большую роль в новой организации стали играть образованные индийцы — Гопал Кришна Гокхале, Сурендранатх Банерджи, Ферозшах Мехта, Дадабхай Наороджи и др. Вскоре Конгресс отошёл от первоначальных идей помощи правительству и начал активно заниматься политической деятельностью, а впоследствии возглавил движение за независимость Индии.

Анни Безант видная английская общественная деятельница в 1890 году, после встречи с Еленой Блаватской, заинтересовалась Теософией. В 1908 году Анни Безант стала президентом Теософского общества. Принимала активное участие в политической жизни Индии, вошла в Индийский Национальный Конгресс. С началом Первой мировой войны стала одним из организаторов Лиги самоуправления Индии, начавшей кампанию за демократизацию Индии и приданию ей статуса доминиона Британской империи. Кульминацией кампании стало избрание Анни Безант президентом Индийского Национального Конгресса в конце 1917 года. С этого момента и до самой своей смерти в 1933 году она возглавляла компанию за независимость Индии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment